Порядок в бизнесе: миф или реальность?

          Этот вопрос хоть раз задавал себе каждый собственник. Но, к сожалению, редко кто находит ответ на него. Обычно владелец вместе со своим бизнесом впадают в крайности: либо тотальный контроль работы любого исполнителя, либо полный хаос и неразбериха. Давайте попробуем вместе разобраться возможно ли в принципе навести порядок в бизнесе или же все-таки это является утопией.

 

                    Что такое порядок?

       Согласитесь, что каждый понимает порядок по-своему. По мнению одних собственников, порядок – это строгое соблюдение всех инструкций и правил, четкое следование им, а также полное подчинение сотрудников и выполнение в точности всех указаний, которые даны им руководством. По мнению других под порядком понимается документирование любого действия работника компании. Проще говоря: нет бумажки – нет действия.

      И в первом и во втором случае предполагается четкое следование изданному приказу или составленной инструкции. Однако, как же это может сочетаться с внешними обстоятельствами, которые, как мы знаем, постоянно изменяются и влияют на работу компании намного интенсивнее, чем хотелось бы. Кроме того внутренняя среда компании испытывает постоянные изменения не только под влиянием внешних обстоятельств, И как в этом случае необходимо поступать исполнителям, которые должны четко следовать составленным инструкциям или полученному приказу? Ждать обновленной инструкции или нового указания от руководства? Все это время, которое как мы помним, является эквивалентом денег. Сегодня же тот, кто медленно движется в бизнесе терпит неудачу. Поэтому любое промедление в необходимых действиях может стоить компании значительных финансовых расходов.

    Если добавить к описанным ситуациям еще и частую смену исполнителей, то можно представить во всех красках полноту этой картины под названием «полный хаос».

    Давайте сразу определимся, что под порядком мы будем понимать слаженную работу всех структурных подразделений компании, которая регламентирована необходимыми внутренними инструкциями и правилами до уровня, позволяющего работникам компании в некоторых случаях проявлять собственную инициативу, а в некоторых – не позволяющего поступить иначе, чем описано в таких внутренних регламентах.

 

       Чем хорош порядок в бизнесе?

     На первый взгляд может показаться странным то, что мы решили обратить внимание на этот вопрос. Однако не торопитесь с выводами, немного позже все станет ясно. Итак, что же хорошего может быть в том, что в бизнесе существует порядок?

     В первую очередь это хорошо для владельца бизнеса. В этом случае он видит четкую картину того, как организован и развивается его бизнес. Любой сбой в работе можно отследить практически моментально и соответственно мгновенно провести соответствующие корректирующие действия. Наблюдая четкую картину того, как работает компания, собственник может разработать стратегию ее дальнейшего развития для того, чтобы максимально эффективно использовать ресурс своего предприятия.

  Исполнители же, со своей стороны, ежедневно приходя на работу, испытывают определенное чувство уверенности и получают минимальный уровень тревожности: понятно, что делать, как делать, с помощью чего, в какие сроки и кому передавать результаты своей работы. Кто же откажется от такой работы по собственной воле? Только глупец не захочет работать в стабильных условиях.

 

           Чем плох порядок в бизнесе?

    Вы наверное удивитесь, но у такого процесса, как порядок, есть и свои негативные стороны. «Как же так? Порядок же это хорошо, все по своим местам. Что же в нем может быть плохого?» - спросите Вы. Сейчас мы с вами во всем разберемся.

      Смотрите. Вот комната, в которой размещено все по своим местам. Вот стоит стол. Вот на столе стоит ваза, ровно по центру. Вот возле стола размещены стулья – четыре, они стоят четко друг напротив друга. Возле стены стоит этажерка. На ней – 20 книг, друг за другом, в зависимости от их размера и цвета обложки.

     Вот в шкафу стоит посуда – все четко на своих местах. Впереди – самые маленькие чашки и блюдца, дальше – все то, что крупнее.

       А теперь попробуйте в этой комнате что-нибудь создать: идею, новую продукцию, способ работы. Сложно? Вот то-то и оно.

       Любой порядок в своей наивысшей степени, на корню убивает творчество и креативность. То есть именно те факторы, которые помогают компании найти интересные решения для существующих проблем и существенно вырваться вперед, оставив далеко позади своих конкурентов, завоевать новых потребителей, выйти на новый рынок и т.д..

    «Но, креативность – это же прерогатива маркетологов, дизайнеров, художников, в конце концов», - скажете вы.

    Позволим себе с вами не согласиться. Конечно, бухгалтеру не нужно креативничать, как например, дизайнеру, однако определенная степень творчества присутствует в любой профессии. Если исполнитель действительно любит то, что он делает, или же ему это нравится, то он всегда найдет что-то, что поможет ему усовершенствовать свой труд или сделать его более легким. Это нормально. Но в случае присутствия в компании идеального порядка осуществить задуманное усовершенствование простому исполнителю будет очень сложно, а порой и невозможно. Кроме того, излишняя регламентированность компании создает психологический дискомфорт и чувство «зажатости», что негативно сказывается на творческом потенциале ее исполнителей любого уровня.

 

            Как найти золотую середину?

         В первую очередь владелец бизнеса сам должен установить для себя критерии порядка. Это важно, потому что от этого будет зависеть объем дальнейшей работы по формированию границ и правил, которые будет включать в себя такой процесс.

       Если собственник по своей натуре является педантом, то в этом случае компания должна быть максимально снабжена регламентирующей документацией. И неважно, в какой сфере она осуществляет свою деятельность. Собственник так хочет – и точка. Однако в этом случае он должен понимать, что большого творческого прогресса работники его предприятия не достигнут, поскольку они будут «зажаты» психологически. Вместе с тем, жестко описанные системы корректируются сложно и являются негибкими. Последнее означает, что для того, чтобы внести необходимые корректировки по изменениям, которые касаются порядка выполнения каких-либо работ, зачастую необходимо затронуть и другие процессы, а также пройти ряд бюрократических процедур. Все это значительно увеличивает время на внесение необходимых корректировок и внедрения инноваций.

         Если же сам владелец бизнеса является личностью творческой, то в этом случае ему лучше обратиться к специалисту, который поможет сформировать перечень необходимой внутренней регламентирующей документации на том уровне, который позволит собственнику видеть, по каким принципам работает его компания, а исполнителям оставит возможность для проявления творчества и кретивности.

 

Подводя итог, еще раз напомним несколько основных моментов:

1.      Понятие порядка у каждого владельца бизнеса свое.

2.  Тотальный порядок, как и абсолютный хаос, являются крайностями, и в любом случае оказывают негативное влияние в первую очередь на персонал компании.

3.  Одной из негативных сторон тотального порядка является зажатость исполнителей и отсутствие креативности и творческого подхода к своей работе.

 

4.    Каждый собственник должен сформировать для себя понятие «порядок» и отталкиваясь от него работать со своим бизнесом.

 

Яндекс.Метрика